Автошколы-убийцы
Дата публикации 23.12.2007
Каждый раз становясь очевидцем дорожно-транспортного происшествия, для себя отмечаю, что стало причиной аварии. Если исключить такие факторы, как плохая видимость, дефект дорожного покрытия, внезапный выход пешехода на проезжую часть, сон за рулем, лихачество и техническую неисправность транспортного средства, то остается среди прочих причин – отсутствие навыков вождения.
Интересную вещь мне недавно рассказал житель улицы Володарского, в прошлом водитель 1 класса. Оказывается, на городской общественный транспорт, такси и автобусы принимали на работу водителей не ниже 2 класса. Причем с обязательной месячной стажировкой. Люди старшего поколения помнят те времена, когда на лобовом стекле, кроме маршрута, стояла табличка “Автобус ведет стажер”. Разумным, на мой взгляд, было и то, что повысить класс вождения можно было только по направлению и за счет предприятия. (А вы говорите, что при коммунистах было плохо!) Сегодня такого критерия отбора не существует. За руль автобуса, маршрутного такси садятся вчерашние выпускники автошкол. Что уж говорить о личном транспорте… Получай права, и, как говорится, расступись, кто может, и, кто не спрятался, я не виноват.
Безусловно, личный автомобиль для многих россиян уже давно не роскошь, а средство передвижения. С каждым годом обладателей “железных коней” будет все больше и больше. И все бы ничего, если бы качество подготовки не становилось все хуже и хуже.
Только цифры
На территории Курской области зарегистрировано 46 автошкол (по сведениям комитета образования) и всего 81 организация (по сведениям УГИБДД), имеющая лицензию на право подготовки и переподготовки водительских кадров. Не умаляя заслуг преподавателей – есть среди них и специалисты – нужно сказать, что в некоторых из этих учебных заведений готовят убийц! Постоянные читатели нашей газеты обратили внимание, что эта статья анонсировалась в нашей газете задолго до того, как этот вопрос поднял в своем интервью руководитель департамента безопасности движения.
Я нисколько не сгущаю краски, говоря о том, что выпускники автошкол – убийцы, если посмотреть статистику дорожно-транспортных происшествий, причиной которых стало отсутствие навыков вождения.
По информации ГИБДД по Курской области, за 12 месяцев 2006 г. выдано водительское удостоверение после сдачи квалификационных экзаменов 10 439 человек, из них с первого раза сдали экзамен – только 6 422 кандидата в водители. За 4 месяца 2007 г. – соответственно 5 031 и 2 550. Даже если учесть “лояльность экзаменаторов”, без которой процент несдавших был бы раза в два выше, то становится очевидно – качество обучения падает.
На все это можно было бы закрыть глаза, если бы дело касалось только знания правил дорожного движения, а не отсутствия навыков вождения.
Давно уже не оправдывающие себя программы подготовки, где на практическую часть отводится чуть больше суток, плюс отсутствие профессиональных навыков обучения у некоторых преподавателей, их халатность становятся причинами трагедий как для самого выпускника, так и для других участников дорожного движения.
Между прочим, из ранее заявленного источника я узнал, что когда-то мастера производственного обучения и инструкторы по вождению постоянно проходили аттестацию и посещали курсы повышения квалификации.
Вождению в автошколах не учат
Проведя небольшое расследование, в ходе которого я пообщался не с одним посетителем и не одной автошколы, оказалось, что многие из них после окончания учебы не только “назад”, но и вперед двигаться на машине более или менее уверенно не могут. “А что вы удивляетесь, – сказала мне одна девушка. – Из 22 часов я в общей сложности откаталась 14. То инструктор заболел, то ему надо кого-то отвезти. Потом, чтобы наверстать упущенное, нас сажают по 2-3 человека и по очереди обкатывают. Вот и получается, что, вместо положенного мне часа, я занимаюсь минут 20”.
О теоретических занятиях не стоит и вовсе говорить. Посещение свободное, без последствий за прогулы (никаких отработок), сдача внутренних экзаменов тоже, оказывается, не проблема. Программа выполнена, в журнале, если он ведется, указана стопроцентная посещаемость, деньги в кармане руководителя. Выдав свидетельство о прохождении обучения, школа с себя ответственность снимает.
Возвращаясь в те добрые советские времена, вспоминаю, что обучение было гораздо серьезней, да и школа, даже государственная, дорожила репутацией.
Что же делать?
По информации, представленной комитетом образования в ходе совместных проверок с инспекцией по безопасности дорожного движения УВД области, проведено 39 проверок, по результатам которых приостановлена деятельность лицензии автошколы общества “Знание” – за нарушение лицензионных требований и условий. Автошколам “Автолюбитель” и “Автомотошкола “Курск” выписаны предписания об устранении имеющихся недостатков. Как вы понимаете, за пыль на подоконниках лицензии не приостанавливают. Конечно, проверки – это хорошо и их должно быть еще больше, но главная причина, на мой взгляд, в другом: низкая квалификация отдельных инструкторов по вождению и недостаточное количество часов практического вождения остается вне поля зрения проверяющих. Если первый пробел можно устранить местными инструкциями, то второй несложно решить, обратившись с инициативой к тем, кто утверждает программы обучения, при этом поддержка, судя по выступлению руководителя департамента безопасности движения, гарантирована.
Есть и еще немаловажные детали, которые улучшат качество обучения и, кроме того, защитят права обучающихся. Почему бы не сделать единую форму договора на обучение, в которой стоит предусмотреть количество часов по каждой дисциплине и главное – обязанность исполнителя предоставлять на подпись учащемуся журнал учета откатанных им часов. Неплохо бы ввести ответственность учебных заведений за низкую успеваемость, ыыыневысокий процент сдачи экзаменов. Не сдало 30% – предупреждение, полгруппы – лишить лицензии. Неплохо бы и проводить негласные проверки. Одним словом, поле деятельности даже для местных инспекций непаханое.
Уверены, что вам скажут спасибо тысячи водителей и не меньше пешеходов, а главное – сотни тысяч их родных и близких.
Ну а мы, журналисты, со своей стороны, поможем вам разобраться, у каких автошкол давно пора отбирать лицензию. Внедримся и узнаем: ху из ху, и о том, кто самый ху, напишем в газете, к сведению комитета образования и ГИБДД.
Р.S. Просим читателей поделиться информацией о качестве обучения в автошколах города и области.
Редакция газеты благодарит комитет образования и науки Курской области и УГИБДД УВД по Курской области за предоставленную по запросам информацию.
Грузите апельсины бочками Странный суд. Золотухино Вот так у нас проявляют заботу о ветеранах Нам пишут Спасет ли Президент ипподромы? Вести из Белой