БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ, ИЛИ БОЙ С ТЕНЬЮ
Дата публикации 21.06.2008
“Долой коррупцию!” – так ознаменовал свое вступление в должность новый президент Д. Медведев.
Что ж, в актуальности этой проблемы сомневаться не приходиться. Но только вот мне почему-то часто вспоминаются в связи с этим слова Филиппа Филипповича из романа “Собачье сердце” М. Булгакова: “Значит, когда эти баритоны кричат бей разруху!” – я смеюсь… Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!”
Хотя, в общем смысле понятия коррупции, участниками коррупционных отношений являются не только государственные бюрократы и не всегда они же являются инициаторами этих отношений, безусловным остается факт – главное звено в ней – чиновник! Да, тот самый чиновник, который по определению использует свои властные полномочия и доверенные ему права в целях личной выгоды, распоряжаясь не принадлежащими ему ресурсами. Уже только поэтому нельзя обойти вниманием заставляющий сомневаться в положительном исходе борьбы другой факт – ЕР, партия власти, к примеру, на 90% состоит из чиновников. Ну и как же, позвольте спросить, партия коррумпированных чиновников будет бороться с чиновничьей коррупцией? Согласитесь, ведь это даже звучит как-то абсурдно. К тому же следует учесть, что российское чиновничество связано зачастую круговой порукой крепче, чем родовыми связями. Нет им пока еще ни смысла, ни стимула вести борьбу, по сути самим с собой еще и потому, что после слияния крупного бизнеса с властью ни личный успех бюрократа, ни благополучие монополиста никак не связано с благополучием общества и государства в целом. Да и, что немаловажно, иностранные инвесторы, выполняющие задачи экономической экспансии своих стран и, следовательно, заинтересованные в экономической зависимости России, достаточно неплохо укрепили свои позиции. А укрепились они по большей части за счет все той же продажности государственных чиновников, чьи действия почему-то не квалифицируются как предательство интересов страны или угроза национальной безопасности и не подлежат за них соответствующему наказанию.
Впрочем, как брать взятки, за что и сколько – это, что называется, дело техники, и можно придумать много способов получать их через 10-е руки, уходя от законов.
“Что ж, – спросит, кто-нибудь, – не стоит и начинать эту борьбу в таком случае?” Нет, начинать ее, конечно, надо. И, в принципе, президент правильно обозначил цель и методы ее достижения. Но боюсь, что настоящие масштабы коррупции в стране еще не определены и настолько велики, что для успешной борьбы с ней потребуется чуть ли не полная модернизация всей политической системы. Станут ли антикоррупционный комитет или какая другая структура, призванные контролировать и обеспечивать успешный ход президентских нововведений, эффективными или очередными звеньями в системе коррупции – неизвестно. Ведь, к примеру, роль такой структуры, как Общественная палата, которая должна была заниматься ни много ни мало экспертизой законопроектов, незначительна, практически не видна – вон, сколько лазеек оставлено в законах.
И вот тут на первый план выходит проблема кадров. Можно ли допустить, что в верхах, наконец, решили больше не заниматься переделом собственности и не вырывать друг у друга властные полномочия, а начать заниматься делом – “накушались”, мол, и правнукам хватит? Это вряд ли – у большинства уже в крови жажда наживы и власти. А нужны люди компетентные, с другим, более чутким и ясным пониманием проблемы, с другим отношением к государству и к своей роли в нем. Проще говоря, с другим менталитетом. А где их взять? Может, правительство решило насильно огородить себя рядом законов и перевоспитать себя, вырасти, а вместе с тем “приподнять” и общество? Что ж, похвально и, в принципе, возможно. Благо у нашего общества нет еще устойчивого иммунитета к популизму, пропаганде и лжи, а значит, у правительства есть еще, пусть и небольшой, лимит доверия.
Насколько продумано, искренне, зрело это решение и чем все закончится, покажет время. А пока эти громкие выкрики с высоких трибун:
“Долой коррупцию!” – лично у меня, как и у вышеупомянутого Филиппа Филипповича, вызывают смех. Потому что это звучит из их уст равнозначно, как “Долой правительство!”, – т.е. долой самих себя. Разве не смешно?
Александр Усиков
Ответ на письмо из колонии В России приравняли к митингам автопробеги и палаточные городки КАЭС-2 скорее всего будет построена рядом с селом Макаровка В Курской области выросла плата за капремонт Засушливая погода повлияла на урожай Если это сливки, то каково же молоко?