“КАША” С МАСЛОМ
Дата публикации 22.06.2008
Каждый, у кого имеется железный конь, особенно те, кто приобрел автомобиль недавно, интересуются, как обеспечить долгую и надежную работу двигателя. Одним из ключевых моментов в этом не слишком сложном деле является своевременная замена масла. Но в этом вопросе важно сделать правильный выбор, ведь масло обеспечивает долгую и счастливую жизнь двигателя. Перед тем как что-то посоветовать, предлагаем разобраться, какое бывает моторное масло. Минеральное масло, синтетическое, полусинтетическое. Существует еще гидрокрекинговое масло.
Минеральные (можно встретить название нефтяные) масла содержат много присадок и довольно быстро теряют свои свойства. Есть три вида минеральных масел: парафиновые, нафтеновые и ароматические. Наиболее пригодны для производства смазочных масел парафиновые базовые масла, у них лучше характеристики по вязкости и температуре.
Сера, которая также содержится в исходном сырье, отвечает за окислительные свойства масла. Если содержание серы составляет до 1%, то интенсивность износа деталей двигателя будет меньше. Это самый дешевый вариант, хотя и требует частой замены. Из-за не слишком хороших своих качеств данный вид моторного масла рекомендуется применять, если только не подразумевается работа двигателя в тяжелых условиях. На старых отечественных автомобилях применение “минералки” целесообразно, поскольку она более вязкая, следовательно, не будет подтекать в случае, например, старых изношенных сальников.
Синтетическое масло обладает рядом значительных преимуществ перед “минералкой”: большая те-кучесть позволяет уменьшить трение между деталями, что в итоге приводит к увеличению мощности и снижению расхода топлива.
Все эти несомненные достоинства приводят к тому, что синтетические масла в разы дороже минеральных. Компромисс между этими двумя видами моторных масел – это полусинтетические (иначе говоря, частично синтетические) и гидрокрекинговые масла. Частично синтетическое получают смешиванием качественных минеральных (нефтяных) и синтетических базовых составляющих. В результате будет масло более дешевое, чем полностью синтетическое, и с лучшими эксплуатационными характеристиками, чем минеральное. Еще один вариант улучшения характеристик минерального масла – это гидрокрекинг. Гидрокрекинговое масло получается близким по качеству к “синтетике”, но и быстро стареет, теряет свои свойства. Недобросовестность производителя может привести к тому, что Вы приобретете такое масло, считая его синтетическим, хотя, по сути, оно является минеральным, с улучшенной структурой молекул и комплексом присадок. Запутаться очень легко, особенно учитывая, что, например, масло с вроде бы единым названием Castrol TXT Softec Plus может быть и синтетическим, и на минеральной основе (т.е. получено путем гидрокрекинга). Мы советуем просто быть внимательнее при покупке и тщательно изучить этикетку.
Классификация моторных масел
Выбирая масло (“синтетику”, “полусинтетику”, “минералку”), помните о рекомендациях производителя Вашего автомобиля.
Классификация моторных масел по вязкости SAE.
Вязкость масла – это одна из основных его характеристик. От нее зависит в первую очередь легкость холодного пуска в морозы. Она определяет три рода моторных масел по вязкости: зимнее, летнее и всесезонное.
Зимнее масло обозначается литерой “W” и числом перед ней (от англ. “winter” – зима): SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
Летнее масло обозначается просто числом: SAE 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонное, как Вы уже, наверное, догадались – это комбинация обозначений летних и зимних видов, например, часто используемые SAE 5W30, SAE 10W-40.
“Зимний” индекс обозначает, до какой минимальной температуры рекомендуется использовать масло. Здесь нужно воспользоваться простой формулой: из зимнего индекса вычитаете 35 и получаете эту самую минимальную температуру. Например, для моторного масла с индексом SAE 10W40 нижний предел температуры -25 градусов. Это правило справедливо для минерального моторного масла и неактуально для синтетики.
Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам
Классификация API
Классификация API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти) имеет две категории масел: “S” (service) и “С” (commercial). Для бензиновых двигателей предназначены масла категории “S”, а для дизельных, соответственно – категории “C”. В условных обозначениях на этикетке вы увидите двухбуквенное значение: первой будет “S” или “C”, вторая – буква латинского алфавита используется для обозначения качества моторного масла (чем дальше от начала алфавита, тем лучше масло). Устаревшие на сегодня классы масел (SA, SB, SC, SD, SF для бензиновых и CA, CB, CC, CD – для дизельных двигателей) встречаются крайне редко, а с маркировкой “A”, “B” вообще не производятся. Масла, относящиеся к этим перечисленным классам, обладают относительно низкими эксплуатационными показателями и выпускались для двигателей, которые были менее требовательны к качеству масла. Нет ничего страшного в том, что вместо масла класса SD или SF вы зальете масло классом выше, например, SG.
Классификация ACEA
Классификация ACEA (Ассоциация Европейских производителей автомобилей), появившаяся в 1996 году, более полно характеризует области применения моторных масел и уделяет больше внимания противоизносным свойствам масел. Масла маркируются буквой (А – для бензиновых двигателей, В и Е – для дизельных ) и цифрой (чем она больше, тем лучше характеристики масла). Через дефис указывается год утверждения или изменения спецификации. Спецификации приведены ниже, группы перечислены по мере улучшения эксплуатационных характеристик:
Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002.
Масла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: B1-96; B2-96; B3-96, B4-98, В5-2002.
Масла для двигателей тяжелых грузовиков, автопоездов: E1-96, E2-96, E3-96, E4-98, Е4-99, Е5-99.
Начиная с 2004 года в ACEA появился новый класс масел C, подходящий для использования и в бензиновых, и в дизельных двигателях.
Так какое же масло выбрать?
Итак, существует несколько видов масел, разделяемых по принципу их производства (минеральные, синтетические, полусинтетические и гидрокрекинговые). Кроме того, каждый из видов классифицируется по вязкости и эксплуатационным свойствам. Чтобы не запутаться во всем этом и выбрать подходящее масло, обычно советуют обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля – часто производители указывают, какими характеристиками должно обладать масло для двигателя вашего авто.
Конечно, нужно стремиться подобрать масло, по своим свойствам максимально близкое к рекомендуемому, но при этом важно ориентироваться и на конкретный мотор, его возраст, условия эксплуатации. Поэтому нужно учитывать:
тип двигателя, а также год создания двигателя (не путайте с годом выпуска автомобиля);
условия эксплуатации автомобиля, которые могут быть: средние (стандартные умеренные нагрузки “город-трасса” в умеренном климате) или тяжелые (перевозки грузов, бездорожье, спортивные состязания, тропический или северный климат);
степень износа двигателя (ориентируясь на пробег) может быть:
незначительной – до 75 тыс. км; средней – 100-150 тыс. км; повышенный износ более 150-200 тыс. км.
Подчеркнем те моменты, которые часто не учитывают и потому совершают ошибки при выборе моторного масла. Согласитесь, нелепо брать зимнее масло, если в холодное время года Ваш автомобиль стоит в гараже. Важно принимать во внимание время работы и состояние мотора – нет смысла лить “синтетику” в двигатель “на последнем издыхании” – это его не реанимирует, нужны другие средства. И, конечно же, жалко применять дешевую “минералку” для современного и мощного двигателя.
Нужно следить за уровнем масла в двигателе и по мере необходимости доливать – лучше всего то же самое. Смешивать моторные масла разных производителей не рекомендуется, хотя и допустимо в крайних случаях.
Подготовлено редакцией
На вопросы читателей отвечает главный редактор В Госдуму пришли за депутатами Самоубийство в приемной президента ДЕПУТАТСКИЕ ПРИХОТИ Вопрос-ответ Прошу принять в ваши ряды