Скромное обоняние пролетариата
Дата публикации 01.03.2010
Справа — Кремль, слева — Болотная площадь, посредине — центральный офис одной из крупнейших парфюмерных компаний страны с пафосным названием «Парад звезд». А если вы ничего об этой фирме не слышали, значит, вы страшно далеки от народа. «Парад звезд» — флагман рынка производства парфюмерии для бедных, где цена флакона варьируется от 70 до 200 руб. Гендиректор компании Александр Коротенко просит помощницу принести журналисту образец «Владимирского централа» — именно этот аромат, надеется бизнесмен, станет хитом сезона в России и СНГ.
Прыскаю на руку — немного тянет землей, мхом. Еще, кажется, табаком, мокрым деревом, чем-то прелым…
— Вполне приятный запах, — искренне удивлена я.
— А вы чего ждали? — усмехается Коротенко.
А чего я ждала? Ощутить запах зоны? Да нет, конечно. Не знала я — три раза сплюнуть — чем она пахнет, и знать не хочу. Хочу понять, почему уголовная тематика никак не отпускает современных режиссеров, писателей, певцов, бизнесменов? У последних, впрочем, есть оправдание — им от тюрьмы и сумы при наших законах зарекаться никак нельзя.
Ароматы нашего подсознания
— Если мы чувствуем, что тот или иной образ продукции может быть интересен аудитории, то, естественно, беремся за ее выпуск, — поясняет Александр азы маркетинга. — Каждый год разрабатываем по 40–50 наименований новой продукции. Сначала запускаем пилотную серию, затем, если видим хороший спрос, переходим к промышленному производству.
— По-вашему, запах старейшей русской тюрьмы сегодня в тренде? Или выросло новое поколение поклонников шансона?
— Мы в данном случае рассчитывали не только на поколение шансона, но и на тех людей, для кого понятие «тюрьма» небезразлично. Неважно, какие эмоции это слово вызывает. Наша задача — зацепить в потребителе такую ноту, которая заставит его взять флакон с прилавка. Москвичи могут купить этот парфюм для прикола — скажем, распылить «запах тюрьмы» на митинге или в клубе. Но основные наши покупатели не они. Такого количества криминала на телеэкранах, как в России, нет ни в одной цивилизованной стране. Там людям эта сфера жизни просто малоинтересна, а у нас интерес к криминалу неизбывен. О чем это говорит? Люди интуитивно боятся зоны. А раз боятся, значит, интересуются. Пытаются разобраться…
Внимательно слушаю главу парфюмерной фирмы, тайком принюхиваюсь к руке, куда напрыскала «Владимирским централом» — нет, запах свободной Франции даже в чисто парфюмерном смысле манит меня сильнее аромата русской тюрьмы, например Ланком Гипноз. Пусть даже легендарной, воспетой поэтами и революционерами.
— Если уж ваши маркетологи идут в ногу со временем, почему бы вам не выпустить лосьон «Болотный» в бутылке, перевязанной белой ленточкой, или духи «Пусси-Райот» — так и вижу на прилавке маленькие разноцветные флакончики, стилизованные под балаклавки?
— Не годитесь вы в маркетологи, — огорчает меня собеседник. — Оппозиционные настроения в обществе очень слабы. На них общероссийского бренда не сделаешь. Это для вас, журналистов, десятки тысяч людей на московских площадях — событие, а для нас — не цифра. Ну запустим мы духи «Пусси-Райот», продадим тысячу флаконов. Что нам с того? Для нас хороший результат начинается от 200 тыс. единиц одного артикула. У нас на складах миллионы флаконов. Основной российский потребитель — и власть это прекрасно понимает — как в древнем мире, требует хлеба и зрелищ. И плевать ему на ваш запах свободы.
— Вы мизантроп. А я вот уверена, что если не пичкать людей бандитской романтикой в глаза и уши, а с вашей помощью еще и в нос, то и спрос на нее пойдет на спад.
— Вы давно в провинции-то были? У большинства населения страны в жизни нет ни целей, ни мотивов, ни серьезных задач, кроме чисто утилитарных. Не по своей воле родился, прошел садик-школу, получил какую-то специальность, женился, родил ребенка, а дальше работа–дом, работа–дом. И — да, им нужны хлеб и зрелища.
— Плюс флакон «Владимирского централа», купленный в «Пятерочке» или «Ашане» вместе с буханкой хлеба и бутылкой беленькой. Шикарный набор. Я тут на досуге сайт вашей фирмы изучила. В лидерах продаж ароматы «Бумер», «Бригада», «Ягуар». А вот парфюм «Зона» народ брать не стал. Не хочет он нюхать «Зону», значит. Так?
— Откуда я знаю? — разводит руками гендиректор. — Парфюмерия — не продукт ежедневного спроса. Не хлеб. И не водка. «Зона» не пошла, а «Владимирский централ», надеемся, пойдет.
— Может, его хотя бы пить можно?
— Нельзя, там денатурированный спирт. Плохо будет
Еще один рынок для семьи Золотарева? Пробизнесбанк лишился лицензии Конца света в декабре не будет, пообещал глава МЧС Пучков Минздрав накажет за превышение цен на лекарства Благодарность ООО «Знак» Верните деньги за газификацию