Дворец газетного магната
Дата публикации 25.07.2010
Дворец Xepcтa для американцев — тo же самое, что замок Нейшванштайн для немцев: сказочный замок для сказочного принца. Хотя Уильям Рэндольф Херст не был принцем голубой крови, но уж богаче, чем «Кини», баварский король Людвиг II, он, безусловно, был.
И что касается именитых гостей дворца Херста, то и тут газетный магнат вполне мог помериться силами с замком Нейшванштайн. Уинстон Черчилль, Чарльз Линдберг, Чарли Чаплин и Джордж Бернард Шоу были среди прославленных гостей, которых «король западного побережья» собирал при своем дворе. Теперь дворец Херста официально называется «Государственный исторический памятник в Сен-Симеоне». В качестве места паломничества туристов его превосходит лишь Диснейленд.
«Свободный часок»
с Гершвиным
Дворец, который Херст скромно называл «ранчо», находится в 45 милях к северу от Сан-Луи Обиспо на полпути между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом, на холме у самого Тихого океана. Эту летнюю резиденцию окружает участок в 100 000 гектаров, который Херст унаследовал от своей матери. Собственно, здесь речь идет, скорее, об огромном комплексе зданий, чем об одном дворце. Четыре дома для гостей сгрудились вокруг Большого дома, в нем одном больше100 комнат. В чем же особая прелесть этого воплощения американской мечты? Дворец — самая крупная в США коллекция европейских архитектурных цитат. Стены, потолки и полы — целиком — по приказу Херста были изъяты из европейских церквей и замков и встроены затем в эту его калифорнийскую мечту о Доброй Старой Европе. Готические камины и мавританский кафель, предметы средневекового искусства и античные вазы украшают 115 покоев и залов здания, оформленного в мавританском стиле. И святыня дома, «игровая комната», с дубовым помостом — здесь Херст в свободный час любил слушать, как Гершвин играет на рояле, — тоже достойна удивления. Весь комплекс зданий окружен огромным частным парком-сафари, в котором, правда, теперь гуляют только ручные «вегетарианцы». Львов и гепардов, обитавших в парке во времена Херста, переселили после его смерти в окрестные зоопарки.
Херст начал строительство своего дворца в 1919 году. Он был тогда на вершине власти: контролировал в США 23 процента, а в Калифорнии даже 60 процентов ежедневной и еженедельной прессы. Для режиссера Орсона Уэллса он послужил прообразом бессовестного газетного магната в культовом кинофильме «Гражданин Кейн».
Строительные работы, ставшие для архитектора Джулии Морган задачей на всю жизнь, не были закончены при жизни Херста (он умер в 1951 году в возрасте 88 лет). Ведь давно готовые помещения сносили снова и снова, когда Херст привозил из своих путешествий по Европе новые трофеи. И сейчас еще во дворце Херста есть ряд комнат, законченных лишь вчерне. Все в целом представляет собой набор обрезков культур, нечто блистательное и чудовищное, с подвала до чердака набитое произведениями искусства и драгоценными редкостями.
Драгоценное в каждом зале
Фасад Большого дома, напоминающий по стилю мусульманскую мечеть с двумя башнями, возвышается перед плавательным бассейном с водой, бьющей из источника. Бассейн окружен греческими колоннами и статуями. В столовой, отделанной с княжеским великолепием, накрыты столы, на них хрусталь из Франции и китайский фарфор. Стены украшают пестрые почетные знамена из сиеннского палио, классического конского ристалища, а также фламандские гобелены. Потребуется не меньше двух часов, чтобы полюбоваться драгоценными «безделушками» хозяина дома: здесь стулья из трапезной испанского монастыря, кровать французского кардинала и государственного деятеля Ришелье, в залах с бассейном — мозаики из золота в 22 карата, древние персидские изразцы в бильярдной, тяжелые барочные люстры, кровати из массива, порталы из флорентийских дворцов, статуэтки Венеры в туалетах для гостей. Чтобы не упустить высказываний своих гостей — особенно тех, которые раздаются за его спиной, — чувствительный к критике властитель общественного мнения установил во всех комнатах для гостей микрофоны. У.Р., как он сам себя называл, был убежден, что его коллекции представляют огромную культурную ценность и что «без европейской культуры прогресс был бы немыслим».
Куда ушел – неизвестно, и будет не скоро Я просто не хочу гражданской войны. Ходорковского, наверное, не выпустят никогда Жили-были и детей растили Курский хамелеон! Межевая, 9