Узкая специализация может стать стратегией развития
Дата публикации 19.07.2010
Нередко молодая компания в первый же год существования становится банкротом. Одной из причин такого явления эксперты называют погоню за максимальной прибылью, во время которой организация стремится расширить спектр своих услуг.
На первый взгляд кажется, что чем больше предприятие оказывает услуг, тем больше заказов оно получит и сможет больше заработать денег. Но в результате на плечи молодой организации ложатся несовместимые виды деятельности, начиная от консалтинга и заканчивая продажей каких-то товаров.
Такая тактика не дает возможности выделиться среди конкурентов, да и клиенты редко доверяют подобным фирмам, не имеющим специализации и четко определенной узкой сферы деятельности. Так, если ваша фирма занимается сопровождением программного продукта 1С:Бухгалтерия, то дополнительные услуги в области, например, администрации сетей, будут неуместны.
Чем хороша узкая специализация, в чем ее преимущества? При нехватке финансовых вложений для развития бизнеса узкая специализация может стать хорошим выходом из критической ситуации. Скудные ресурсы следует расходовать эффективно.
Узкоспециализированные компании, как правило, имеют достаточное количество клиентов. Причем, заказы все небольшие, и уход одного из клиентов не сказывается сильно на доходе. И совершенно другие размеры потерь несет предприятие с полным циклом услуг.
Не менее привлекательной выглядит и возможность выгодно выделиться среди конкурентов. Например, существует большое количество рекламных компаний, интернет-проекты которых говорят о том, что они умеют делать все. На их фоне выгодно выделяются одиночные компании, которые специализируются на разработке, например, только презентаций или занимаются продажей программного обеспечения, обеспечивающего информационную защиту, например, антивирус «Лаборатории Касперского». В результате предприятие, доведя до совершенства создание презентаций или работу менеджеров, продающих антивирусные программы, получает признание и особую популярность среди заказчиков.
На работу в такую компанию привлекаются обычно специалисты высокого уровня, которые продолжают начатое успешное дело и повышают ценность основной услуги или товара. А выпуск или продажа какой-то конкретной продукции предполагает, что ее качество со временем будет только повышаться, а следовательно и укрепляться репутация компании.
Еще одним приятным моментом узкой специализации является то, что как только предприятие занимает лидирующие позиции, то партнерами по рынку становятся преимущественно лидеры. В этой ситуации можно подумать и о повышении цен, чтобы получить большую прибыль. Вы можете установить цены на уровне лидера и держать их, не боясь потерять клиентов. Заказчики начнут всерьез воспринимать ваши услуги, а среди клиентов появятся крупные компании.
Не стоит баловать клиентов скидками. Если потребитель почувствует, что вы готовы пойти на уступки, то и в дальнейшем будет требовать определенных льгот. Лучше не вестись на сиюминутную прибыль, а сохранять позицию лидера и в итоге зарабатывать еще больше.
По мере роста предприятия, его руководству приходится задумываться о том, стоит ли расширять спектр услуг. Так, для фирмы, занимающейся программным обеспечением, вполне естественно будет создать и нечто другое из этой же области. И примером этому может быть компания 1С, которая кроме бухгалтерских и управленческих программ, выпустила еще и программный продукт «1С:Битрикс», позволяющий создавать интернет-магазины и корпоративные сайты. Такое расширение ассортимента вполне объяснимо.
Но в других случаях велика вероятность того, что уровень новых услуг окажется не настолько высок, а возможно и ниже, чем у конкурентов. Из-за этого может пострадать репутация компании, а затем и снизиться популярность главной услуги.
О чем молчит прокуратураО чем молчит прокуратура Красное море: эмбрион океана Глава компании “Квадра” задержан по обвинению в мошенничестве В Курске состоится вечеринка быстрых знакомств Комитет Жилищно-Коммунального Хозяйства города Курска Клинтон признала поражение на выборах президента США