«Молодым везде у нас дорога»
Дата публикации 24.03.2011
О том, какие проблемы стоят перед молодежью страны и нашего региона, написано и сказано не мало. (Молодежь становится головоломкой для власти). Основная, на мой взгляд, проблема кроется в том, что государство, как считает политик Владимир Рыжков, «профукало молодежную политику». Нет пропаганды толерантности для русской молодежи. Начиная со школы, детсада нужно объяснять, что татары, якуты, чеченцы – такие же граждане России, как и русские… Вместо этого господин Якименко тратит многие миллионы рублей на селигерские слеты. Нужно разобраться с брендами, которые носят молодежные организации. Что значит молодежное движение «НАШИ»? В противовес им может появиться такое движение как «НЕ НАШИ». И они уже появляются, правда, под другими «соусами», что, на мой взгляд, для страны очень не нужно, а то и опасно.
Или за какие заслуги одно из молодежных движений носит название «Молодая Гвардия»? И что у них общего с советскими молодогвардейцами? Вопросов много… жаль, отвечать на них некому… Ибо в стране отсутствует молодежная политика, а то, что проводит В. Якименко (руководитель молодежного движения России – прим. автора) трудно назвать таковой. Мы должны слезать с сырьевой иглы, надо заниматься переработкой нефти, газа, нужны совершенно другие специалисты, но их, насколько мне известно, никто и нигде не готовит.
У нас нет не только молодежной политики, но и политики более узкой – трудоустройства молодежи. В итоге, с одной стороны мы имеем структурный дефицит выпускников инженеров, квалифицированных рабочих, а с другой стороны, структурный профицит выпускников – юристов, экономистов.
Образование не должно заканчиваться студенческой скамьей, а должно продолжаться в компаниях. То есть, забудь чему тебя учили, забудьте про индукции и дедукции, а давайте продукцию, да не любую, а ту, что делает продукт с большей добавленной стоимостью. Надо объединить усилия вузов, сузов и работодателей, как это делают, например, в Самарской области, где работодатели привлечены к подготовке учащихся на обязательной основе, в итоге растет число предприятий, которые начинают сотрудничать с образовательными учреждениями на условиях подготовки специалистов «под заказ».
Второй проблемой для региона и страны является получение жилья для молодежи. Жилье у нас в регионе получают в основном ветераны ВОВ за счет средств федерального бюджета, регион должен только определиться в том, кому оно положено. И здесь не все гладко. Известно, что одному из Ветеранов войны пришлось свою правоту доказывать аж в Страсбургском Суде. Заслуга региональной власти по получению ветеранами жилья заключается в том, что они первыми в ЦФО обеспечили ветеранов войны жильем, выдать ордера и помочь бизнесмену реализовать квартиры. Зато с обеспечением жильем молодых есть немалые проблемы.
Сама программа по получению жилья молодым семьям часто меняется. В итоге, у меня есть знакомые, которые по этой программе не могут получить жилье с октября 2008 года, и, как мне сказали, проблема вряд ли решится, а у них уже двое детей. Не под силу молодежи ипотека с ее процентами. Что-то мне не верится, что будет положительно решен вопрос получения жилья детьми-сиротами. Если так это будет идти и дальше, то сироты не получат жилья до пенсии. Их стараются «распихать» по районам, а почему бы не строить дома для сирот, как это делают для ветеранов?
Волнует молодежь и безработица. Всего в возрасте от 20 лет и до 29 по состоянию на 1 января 2010 года безработица составляет 38,1% от числа всех безработных. Безработные, имеющие высшее и неполное высшее образование, среднеспециальное составляют 40,7 % от числа всех безработных.
Ниже мы рассмотрим проблемы молодежи и родителей с получением доступности к дополнительному образованию, с проблемами школьного, начального, высшего и среднеспециальных образовательных учреждений.
Таблица№1 дошкольные образовательные учреждения
Число дошкольных образовательных учреждений |
1990 год |
2009 год |
Прирост 2009 к 1990 годам |
всего |
818 |
237 |
-581 |
В том числе городах и ПГТ |
297 |
154 |
-143 |
в сельской местности |
521 |
83 |
-438 |
Численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений, человек |
|||
Всего |
62355 |
28799 |
-33556 |
в том числе городах и поселках городского типа |
48201 |
25501 |
-22700 |
в сельской местности |
14154 |
3298 |
-10856 |
Если в целом по стране число дошкольных образовательных учреждений сократилось почти в 2 раза, то у нас чуть ли не в 3 раза. Почти в 6 раз сократилось их в сельской местности. Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях сократилось по региону на 33556 детей, в т.ч. по городам и поселкам городского типа на 22700 человек. В сельской местности дошкольными образовательными учреждениями пользуются только 3298 детей – в 4 раза меньше, чем это было в 1990 году. Если кто следит за публикующими аналитическими материалами, то, наверное, заметили, как нам еще далеко до 1990 года, в котором был ликвидирован социализм как строй и началось строительство «нового» капитализма, правда дикого, со всеми прелестями первоначального накопления капитала.
Общее образование
Число государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений (на начало года)
Таблица№2
Число общеобразовательных школ |
1990/91 |
2009/10 |
Прирост |
Всего |
992 |
781 |
-211 |
В том числе в городах и ПГТ |
133 |
147 |
14 |
в сельской местности |
859 |
634 |
-225 |
Численнсть учащихся ,тыс./человек |
166,1 |
106,8 |
-59,3 |
В том числе городах и ПГТ |
106,9 |
72,6 |
-34,3 |
в сельской местности |
59,2 |
34,2 |
-25 |
|
На 1.10.2001 |
На 20.09.2009 |
Прирост |
Численность учителей дневных общеобразовательных школ министерства общего профессионального образования РФ |
16397 |
12324 |
-4073 |
Сокращение рождаемости, а вслед за ней и количества образовательных учреждений, отрицательно сказалось на состоянии общего образования.
Число общеобразовательных школ в регионе в постсовецкий период сократилось на 211, в сельской местности их стало на 225 школ меньше. Уменьшилась и численность учащихся, как в городских, так и в сельских школах. В итоге – учить стало некому и некого.
Численность учителей только за 10 лет уменьшилась на четверть или на 4073 учителя в регионе стало меньше.
Выпуск учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений
Таблица №3
|
1990 |
2009 |
Прирост |
|
окончили основную школу |
16337 |
11456 |
-4881 |
|
в том числе дневную |
16254 |
11125 |
-5129 |
|
Вечернюю и заочную |
83 |
331 |
248 |
|
окончили среднюю полную школу |
8670 |
7098 |
-1572 |
|
в том числе дневную |
|
8020 |
6991 |
-1029 |
Вечернюю и заочную |
|
650 |
407 |
-243 |
В 2009 году, по сравнению с 1990 годом, основную школу закончили на 4881 человек, а среднюю (полную) на 1572 человека меньше, т.е. база для поступления в ПТУ, вузы и сузы уменьшилась. Однако молодежь и их родители были по непонятным причинам сориентированы на получение именно высшего образования, чем на получение рабочих специальностей в сузах и ПТУ, что отрицательно сказалось на приеме в них и привело к перепроизводству молодых специалистов в вузах, а особенно юристов и экономистов стало больше. Возможно, произошло это потому, что образовательный процесс никем не контролируется: ни государством, ни школой, ни родителями, не тем более молодежью.
Начальное профессиональное образование
Как уже отметилось выше, сокращение выпускников общеобразовательных школ, повышение престижа ВПО привело к тому, что желающие получить начальное профессиональное образование в 2009 году, по сравнению с 1990 годом, значительно сократилось. Как и количество учреждений начального профессионального образования. Слабой является и материально-техническая база самих училищ. В таких условиях трудно подготовить высококвалифицированных рабочих, отсюда возникает проблема с их трудоустройством. Кто пойдет работать на такие предприятия как «Электроаппарат», «Счетмаш», «Электроагрегат», «Аккумулятор», «Подшипниковая компания»?
Таблица № 5
Высшее и среднее профессиональное образование
Государственное высшие и средние специальные учебные заведения (на начало года) |
|||
|
1990/1991 |
2009/2010 |
Прирост |
Число высших учебных заведений |
4 |
5 |
+1 |
Студентов в них |
20544 |
47544 |
+27000 |
в т.ч. обучающихся на очных отделениях |
14068 |
21899 |
+7831 |
в т.ч. на очно-заочных (вечерних), заочных, экстернат |
6475 |
25645 |
+19170 |
На 10000 населения студентов приходиться |
154 |
414 |
+260 |
Число средних специальных учебных заведений |
29 |
28 |
-1 |
В них студентов |
20404 |
17875 |
-2529 |
в т.ч. обучающихся на очных отделениях |
14268 |
14387 |
+119 |
в т.ч. на очно-заочных (вечерних), заочных, экстернат |
6136 |
3488 |
-2648 |
На 10000 населения студентов приходиться |
153 |
156 |
+3 |
Переходим к высшему и среднему образованиям, которые получает молодежь в государственных высших и средне специальных заведениях. Итак, что мы имеем: детей рождается меньше, количество школ сокращается, количество выпускников школ тоже, зато желающих обучаться в вузах увеличивается. Самих государственных вузов стало на один больше. В 1990 их было 4 , в 2010 -5. Число студентов в них увеличилось на 27 тыс. человек, в т. ч. обучающихся на очном отделении увеличилось на 7831 чел. и на 19170 человек увеличилось число студентов обучающихся на заочном отделении в 3 раза, по сравнению, с 1990/91 годами.
В итоге, если в 1990/91 годах на 10 000 населения приходилось 154 студента, то в 2009 году студентов на 10 тыс. населения стало 414. Из-за престижности ВПО число студентов в сузах сократилось на 2529 человек, по всем видам обучения.
Таблица №6
Прием в государственные высшие и среднеспециальные заведения по видам обучения (человек)
|
1990 |
2009 |
2009/1990 |
принято студентов в вузы |
4145 |
11003 |
6858 |
в т.ч. на отделения очное |
2874 |
5004 |
2130 |
очно-заочное, экстернат |
1271 |
5999 |
4728 |
принято студентов в сузы |
6968 |
5828 |
-1140 |
Как уже отмечалось выше, пошла погоня, а может быть и мода на ВПО. Если в 1990 годах в государственные вузы было принято 4145 человек, то в 2009 уже 11003 студента. Был увеличен прием как на очные, так и на заочные отделения, зато прием в сузы за этот период сократился. Не хочет молодежь овладевать специальными знаниями в сузах, давай вуз – и все тут! В итоге имеем то, что имеем…
Таблица №7
Выпуск специалистов государственных высшими и среднеспециальными учебными заведениями
|
1990 |
2009 |
2009/1990 |
Выпущено специалистов вузов, всего человек |
3152 |
8846 |
5694 |
Таблица № 8 Основные показатели по негосударственным вузам (на начало года)
|
1995/96 |
2009/10 |
Прирост |
|
Число учебных заведений |
|
1 |
7 |
6 |
в них студентов человек |
|
177 |
25762 |
25585 |
Как говорил классик, в погоне за высшим образованием «процесс пошел». На помощь государственным вузам пришли негосударственные.
Если в 1995/96 гг. таких было всего лишь один, в котором обучено всего 177 студентов, то в 2009/10 гг. их стало уже 7, с количеством обучающихся студентов 25762 человека.
В 2002/03 годах учет ведется по видам обучения (дневное, вечернее, заочное, экстернат), что лишает возможности делать сравнение по выпуску студентов по отраслевой специализации. Сбились с учета и со счета.
А. Рышков
От балласта Путин избавляться не будет ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ БЫВШИЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ ПРИЗНАН ВИНОВНЫМ В КОРРУПЦИОННОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ Правительству на нас наплевать Комитетом здравоохранения рулить будут преданные губернатору люди. Уже и дома достали Кудрин обвинил правительство в непонимании новой экономической реальности