Расплата на месте: разъехаться и забыть
Дата публикации 10.11.2011
Оставил место ДТП, но сохранил водительское удостоверение – для действующего законодательства это нонсенс. Однако депутаты ЛДПР предлагают внести поправки в кодекс, чтобы разрешить водителям в определенных случаях договариваться между собой на месте аварии. Сегодня схема «столкнулись – все решили – разъехались» не освобождает от административной ответственности, и даже расписка не гарантирует сохранность прав. Стоит одному из участников сообщить в ГИБДД или обратиться в травмпункт, отвертеться от лишения вряд ли удастся. Станет ли «пряник» по лишенческой статье глотком воздуха на фоне традиционного ужесточения санкций для водителей? Случаются аварии, в которых автомобилисты до победного ждут инспекторов при цене вопроса в мелкую царапину на бампере.
Но бывают и обратные ситуации, когда столкнувшимся проще расплатиться на месте и забыть все, как страшный сон. Сегодня, если речь не идет о Европротоколе, то участники разъезжаются без оформления в ГИБДД, – это противоречит требованиям закона. «Даже если участники аварии договорились между собой и рассчитались на месте, это не снимает с них ответственность за нарушение ПДД, в которых четко прописаны действия в случае дорожно-транспортного происшествия. Нарушение пункта 2.5 может расцениваться как оставление места ДТП, за что предусмотрено лишение прав, – поясняет glavnaya-doroga.com. – Например, может возникнуть такая ситуация: на месте все решили между собой, потом потерпевший обращается в травмпункт по травме, которую он получил во время столкновения, но обратил внимание на нее не сразу. Медики передают эту информацию в ГИБДД, и начинается расследование». Например, во время столкновения кто-то из водителей или пассажиров ударился головой, но сразу не возникло никаких подозрений на сотрясение. Автомобилисты расплатились, разъехались, потом травма дала о себе знать, и человек обратился в травмпункт. Так, не желая никакого развития аварийных событий, потерпевший дал толчок административному делу.
Вторая опасность – это мошенники. На месте они на все согласны, не стесняясь, называют сумму и берут деньги, а как только разъезжаются, сообщают в ГИБДД о злостном «беглеце».
Не стоит сбрасывать со счетов и подорожание страховки, если за водителем стоит аварийная история. Порой автомобилистам проще отдать наличные здесь и сейчас, чем в следующем году переплачивать за полис. Особенно это актуально для владельцев каско. Итак, во избежание этих моментов депутаты от фракции ЛДПР внесли законопроект, который позволит водителям разъезжаться без инспекторов и избежать дурных последствий самодеятельности. Но только при соблюдении определенных условий: «Первое – если в дорожно-транспортном происшествии нет лиц, получивших телесные повреждения, а имеет место лишь повреждение транспортных средств. Второе – если у участников дорожно-транспортного происшествия, причастных к нему, нет взаимных претензий, либо между ними достигнута договоренность об урегулировании претензий, подтвержденная письменным соглашением», – говорится в законопроекте. Расписку могут составить и сегодня, но от лишения это не спасет. Она решает только материальные вопросы.
«Расписка о том, что потерпевший получил от виновника какую-то сумму денег и претензий не имеет, может использоваться в качестве доказательства определенной договоренности между участниками ДТП. Но только в срезе гражданского права. Административная ответственность, которая грозит нарушителю ПДД, – это ответственность гражданина перед государством. И в данном случае, когда виновник покидает место ДТП без информирования полиции, это расценивается как невыполнение своих обязанностей перед государством, за что должен понести наказание. На мой взгляд, предложенная инициатива актуальна и может защитить граждан от непредвиденных ситуаций»
Перед судом предстанет чиновник администрации области Насилие над сиротами в Приморском интернате Не платишь – не лечат, и платишь – тоже не лечат Как самому сделать бетон! Медицина наша – сплошной бардак Кто присвоил квартиры очередников? Наше расследование