Людмила Нарусова: «Я порчу «глянцевую картинку» в Совете Федерации»
Дата публикации 26.10.2012
Сенатор Людмила Нарусова уходит из Совета Федерации. В четверг, в ходе круглого стола, прошедшего в стенах верхней палаты парламента, Нарусова задала прямой вопрос Владимиру Жириновскому — была ли договоренность на выборах брянского губернатора о том, что кандидат от ЛДПР снимет свою кандидатуру с выборов в обмен на сенаторское кресло. Лидер ЛДПР ответил, что решение о снятии Михаила Марченко было продиктовано исключительно антипатией к коммунисту Вадиму Потомскому и никакой договоренности не было.
В интервью «Известиям» Людмила Нарусова рассказала, остались ли у нее шансы сохранить пост в Совете Федерации и кто пытается лишить ее мандата.
— Почему брянский губернатор Николай Денин заменил вас в Совете Федерации на представителя ЛДПР?
— На выборах в Брянске я стала предметом торга. Сегодня я в глаза задала Жириновскому тот вопрос, был ли это «договорной матч», действительно ли сенаторскими креслами торгуют. По его увиливанию, по опущенным глазам всё стало ясно. Лично я не хочу быть предметом торга, я достаточно высоко себя ценю. Налицо системный кризис Совета Федерации, потому что можно договориться с кем угодно. Сенатором при таких условиях может стать либо олигарх, который хочет получить неприкосновенность, либо бандит, либо нужный политик, как в случае с ЛДПР.
— Может ли создавшаяся ситуация быть связана с протестной деятельностью вашей дочери, Ксении Собчак?
— Мне не хотелось бы в это верить, но я допускаю такую возможность. Деятельность Ксении абсолютно законна, она ничего не нарушает, и я не вижу оснований для того, чтобы она отражалась на моей карьере. Но ни в чем быть уверенной я не могу.
Скорее возможно, что я сама порчу руководству Совета Федерации ту глянцевую картинку, которую всегда хотят создать единодушным «одобрямсом». Но мне уже поздно меняться, меня мой муж, которого Владимир Путин называл «высочайшим парламентарием», научил тому, что составляет суть парламентской работы. Это дискуссионность, это не всегда удобные вопросы и честное выражение своей позиции. Но если это не востребованно, то что я могу сделать?
Вот и сегодня на заседании я разрушила «благорастворение воздухов» о том, как все «хорошо и честно», обозначила те болевые точки, которые есть на выборах. Вы видели, что мне постоянно пытались закрыть рот и прервать, хотя другие говорили, сколько им хочется. Потому что неприятно слышать, как говорят правду.
— У вас есть формальные возможности остаться в Совете Федерации?
— Сейчас все зависит от Денина. Как только он вступит в должность 21 числа (я, кстати, получила от него приглашение на инаугурацию), он должен на заседании областной думы объявить, кого бы он хотел видеть от себя сенатором. Пока остается ждать, мне Денин ничего не говорил. Думаю, что такие решения он самостоятельно не принимает. Марченко уже 21 числа может становиться сенатором, потому что он депутат. А я не депутат, так что всё зависит от решения Денина.
— А перед выборами Денин давал вам какие-либо обещания?
— Мы с Дениным работаем не первый год, я знаю его 10 лет. Он высоко оценивал мою работу и не говорил мне, что я его чем-то не устраиваю. В Брянской области у меня очень высокий авторитет, многие предлагали мне баллотироваться в губернаторы. Но я считаю, что если я в команде, то я в команде. Я два месяца ездила по области, агитировала за него. Конечно, в завуалированной форме, потому что по статусу я не имею на это права. И по итогам кампании лично мне он ничего не сказал, я обо всем узнала из прессы. Поэтому и обратилась сегодня напрямую к Жириновскому, действительно ли он торговал моим мандатом в обмен на снятие Марченко. Жириновский это публично отрицает. Конечно, не исключено, что тут идет и какая-то другая подковерная игра.
— Намерены ли вы вновь вернуться в Совет Федерации?
— Я 10 лет в Совете Федерации, и я не вижу, чтоб этот орган реально влиял на законотворческий процесс. Я люблю эту работу, я знаю в ней толк, законы, которые я инициирую, становятся федеральными. Но критерием оценки работы сенатора сейчас является не его деятельность, а договорные отношения. Как в футболе бывают договорные матчи, так мы сейчас пришли к договорным выборам. Это говорит о системном кризисе Совета Федерации, несмотря на заклинания о том, что мы повышаем свой престиж. Престиж повышается только качеством и профессионализмом тех, кто здесь работает. Думаю, ни у кого нет сомнения в моем профессионализме и законотворческом опыте. И кстати, то, что Совет Федерации сейчас сам уходит от прямых выборов, для меня очень тревожный симптом.
— Может, вписать в Конституцию положение о прямых выборах в СФ? Ведь сейчас трактовки одного и того же положения Основного закона в отношении нижней палаты парламента законами меняются с легкостью.
— Мы слышим это постоянно, как мантру: «Нельзя менять Конституцию, там сказано: Совет Федерации формируется…». Это лукавство. Потому что мы уже поменяли Конституцию для президента, продлив ему срок полномочий до шести лет, и для Государственной думы, продлив срок депутатских полномочий до пяти лет. Почему нельзя поменять одно слово в Конституции для Совета Федерации? И уверяю вас, если бы сенаторы выбирались прямыми выборами, престиж Совета Федерации был бы гораздо выше. Но выборы — это непредсказуемость. А так получается, что избранный губернатор назначает члена Совета Федерации. Это перекос ветвей власти. Губернатор — это исполнительная власть, сенатор — это высшая законодательная власть. И получается, что губернатор назначает высшую законодательную власть.
— Вы не приемлете новой системы выборов в СФ?
— С нового года должен начать действовать новый закон, который предусматривает выборность, однако регулируемую через фильтры. Губернатор, идя на выборы, будет брать с собой три кандидатуры на пост сенатора. И люди будут из них выбирать. С одной стороны, это правильно — прямые выборы населения. Но есть вопрос: по какому принципу губернатор будет эти кандидатуры выбирать? То есть вы не сможете быть избранным в Совет Федерации, если губернатор не включит вас в список. В итоге получится так, что спонсоров его избирательной кампании губернатор будет включать, а людей пришлых, не из своей стаи, он не включит в этот список. Поэтому это иллюзия прямых выборов, губернаторы так и будут формировать Совет Федерации. Это законодательное лукавство.
Обращение к председателю правительства В.В. Путину На первое – суп Друг Жерар Д. и другие друзья СССР По следам публикаций Бывший руководитель курской ФНС предстанет перед судом Единый налог для малого бизнеса в 2016 году вырастет в среднем на 16%