Совестью не торгую. Интервью с Константином Березиным
Дата публикации 26.02.2013
Константин Александрович, в некоторых материалах газеты проскользнула информация о том, что в связи с публикацией острых, критических и разоблачительных статей в отношении высокопоставленных должностных лиц, включая губернатора А.Н. Михайлова, в адрес сотрудников редакции, и в Ваш в том числе, поступают угрозы, предпринимаются попытки инициировать возбуждение уголовных дел, не говоря уже об административных.
Вы знаете, такого количества проверок, которое у меня прошло за последние полгода, с тех пор как губернатор
А.Н. Михайлов дал соответствующее распоряжение прокуратуре, налоговой, другим подконтрольным ему структурам, у меня не было за 25 лет.
А что, прокуратура подконтрольна Михайлову?
А как вы думаете, если должность прокурора области согласовывается с главой региона?
Вы уверены, что все эти проверки – инициатива губернатора?
Без сомнения. Во-первых, я сам лично видел заявление Александра Николаевича, где он просит прокуратуру проверить отель «Диана», сообщая, что он несет угрозу жизни людям. Это при том, что здание построено с соблюдением всех норм. Я стараюсь все делать быстро, но в моей предпринимательской деятельности качество всегда было приоритетным по отношению к срокам. Лишний месяц строительства ничего не изменит. Зато наспех поклеенные обои потом не раз испортят настроение, а неправильно уложенная балка, и того хуже, может привести к трагедии. Я из той категории заказчиков, которые всегда на передовой, не взирая на погоду. Без меня не засыпят ни одну трубу, не зальют бетоном ни один метр арматуры. Кровлю делают – стою на крыше. Я самый страшный технадзор, при этом в строительстве разбираюсь, без ложной скромности, очень хорошо. У Михайлова, наверное, был бы повод беспокоиться о безопасности граждан, если бы я позволил довести начатые работы фирме, принадлежащей сыну сотрудника областной администрации. Но я дважды заставлял его переливать фундамент и, убедившись, что он качественно работу не выполнит, взял другую бригаду.
Те, кто был в том же отеле «Диана», заметили, что наспех там ничего не делалось. Не экономились материалы, как это сделали, например, на строительстве колхозного рынка на Литовской, если покупал металл, то только новый, если в проекте бетон марки 200, то только 200, а не 150. Такого надежного здания, как на ул. 1-я Пушкарная, 76 в Курске, наверное, не строили с послевоенных времен, когда немецкие пленные восстанавливали города.
Там, где действительно есть угроза жизни людей, губернатор молчит. Сотрудниками полиции фактически раскрыто преступление о хищении средств при строительстве Колхозного рынка на ул. Литовской, но, по некоторой информации, прокуратура это дело прикрыла, поскольку в некотором смысле обязана заместителю губернатора Золотареву Алексею. Чей рынок, надеюсь, читатели помнят? И таких объектов у нас в области много.
Мы знаем, что в отеле «Диана» жили, в том числе, высокие гости, артисты, министры…
Почему жили, они и сейчас живут. Отель работает, добро пожаловать.
Среди них есть, кстати, и люди, приезжающие по делам в областную администрацию, лично к губернатору. Насколько я знаю, все живы, а главное, очень довольны приемом и размещением.
Вы не делитесь с ними своими впечатлениями о главе региона?
Ну, во-первых, я там редко бываю. Во-вторых, такими разговорами унизил бы, прежде всего, себя. Вы меня со Стрелковым и прочей челядью не путайте, я ведь дальневосточник. Не хочу никого обидеть, но люди с востока и севера несколько другого свойства. Для такого рода дискуссий есть трибуны, телевизионные эфиры, газеты. В-третьих, пусть вам не покажется это реверансом, даже у меня мнения о нем (Михайлове) разные. Как отец, дедушка, супруг он хороший, об этом я писал, проявляет обо всех заботу, всех обеспечил, как глава региона он проявляет безответственность и преступное бездействие. Как мужчину его во многом характеризуют поступки по отношению к женщинам, и в частности к депутату областной Думы Ольге Ли. Опуститься до лжи и оскорблений в администрации не позволял ни один из его предшественников. Выйти со мной на теледебаты Александр Николаевич тоже испугался. Правильно, я ведь не уборщица телекомпании «Сейм», могу задать неудобные вопросы и ответить тоже могу, причем аргументировано и со ссылкой на факты. А они говорят о том, что, в отличие от них, я не построил за счет бюджета ни одну собачью будку, не говоря уж о нескольких замках. Не получил ни одной сотки муниципальной земли.
Газета выходит уже больше шести лет, а активно высказывать свою позицию вы стали совсем недавно. Этому есть причины?
Поверьте, если бы они поливали грязью только меня, ни в Интернете, ни в «Народном журналисте» не появилось бы ни одного моего слова, не говоря уж об пространных интервью. За почти тридцать лет предпринимательства я уже стал не куском закаленной стали, а броней. И не воспринимаю подобные выпады на свой счет граждан, страдающих, как мне кажется, психическими заболеваниями, и сопутствующими им маниями преследования, величия. Но в ситуации, когда оскорбляют женщину, я как любой нормальный мужчина промолчать не могу. И многие ведь не молчат. В ее поддержку приходят сотни писем.
Помнится, Вы уже раз заступились за девушек на улице. Тогда Вас чуть не обвинили в хулиганстве.
Ну, раз вы начали, я закончу, а то опять кто-то интерпретирует. Да, я помню, шел вечером по улице Радищева, услышал крики о помощи. Повернулся: мужчина, достаточно крепкий, тащит за воротник двух девушек. Я предложил ему их оставить в покое. Что он и сделал, но при этом набросился на меня. Пришлось и мне применить силу, посадив его возле дома недалеко от магазина «Охотник» и убедившись, что он хорошо себя чувствует, если не считать последствий от алкоголя, я ушел домой. Утром за мной уже пришла милиция. Дебошир оказался начальником гражданской обороны города, полковник Лендич. Федеральный чиновник, приехали представители из Москвы. Но надо отдать должное сотрудникам первого отдела, они нашли всех участников этих событий: и девушек, и свидетелей. В противном случае мне сложно было бы доказать, что я за кого-то заступился. Руководство ЧС мне принесло тогда извинения. Хочу сказать, это не первый случай, когда мне приходилось кого-то защищать. Но после последнего уже задумываюсь, стоит ли. В Москве в кафе два парня разбушевались, я полез разнимать. В результате не поужинал, опоздал на самолет. Хулиганов отпустили. Ну и кто пострадал?
Сейчас в какой стадии Ваши отношения с властью?
Вообще-то с властью у меня всегда были и есть хорошие отношения. При том, что я ее не выбирал, подчиняюсь выбору продажной части курян. То, что отдельным ее представителям, обворовывающим своих сограждан, не нравится моя принципиальность и откровенность, но, извините, ничего для них другого предложить не могу.
Мне очень понравился ответ ответ депутата Ольги Ли на вопрос корреспондента одного из первых ее видео-интервью, оно есть на сайте газеты. Ее спросили: «Вы находитесь в оппозиции к власти?», на что она ответила: «Оппозиция – это группа людей, выступающая против мнения, поддерживаемого большинством. А поскольку большинство-то у нас как раз придерживается иного мнения, чем представители правящей партии, то в оппозиции находится власть, а не народ».
Как Вы относитесь к Путину, Медведеву?
Дело ведь не в Путине и в Медведеве. Опять приведу мысль Ольги Ли: «Возьмите Белгород, там что, другой Президент? Нет, все тот же, а уровень жизни, особенно в районах области, разительно отличается от Курска. Просто там власть меньше ворует и больше думает о людях. Хорошие предприниматели всегда проявляют заботу о тех, чей труд лежит в основе их прибыли. Курская правящая элита ведет себя по-варварски. Главное – больше своровать, а там хоть потоп.
Но власть-то выбирал народ.
Да никто ее не выбирал. Народ уже давно махнул рукой на такие выборы. Ну сами посудите, последний раз явка избирателей была чуть выше 25 процентов. При этом 15 процентов – это фальсификация, вбросы, административный ресурс. Остается 10 (в основном малообразованные маргинальные личности), которые голосуют, будучи материально замотивированными, а потом больше всех и кричат, в том числе и в редакции, что их грабят. Какой-то садомазохизм. Я вот прошел не одну избирательную кампанию. Был наблюдателем, консультантом, руководил штабами кандидатов. Но только один раз видел честные выборы. Это выборы депутата Ольги Сергеевны Ли. Ее избиратели могут гордиться тем, что этот выбор сделан ими. Победу можно вносить в книгу рекордов Гиннеса.
На сегодня к Вам претензии со стороны власти есть?
Со стороны честных, порядочных государственных и муниципальных служащих нет и никогда не было. У жуликов есть, но скорее не претензии, а большое желание закрыть газету, прекратить распространение правдивой информации.
Но сейчас уже нет публикаций, аналогичных тем, что были в «Курской правде» и выпущенной перед выборами «Кувалде».
Я думаю, у них передышка. Они непременно еще воспользуются газетами, выпускаемыми за счет народа, чтобы себя обелить, а тех, кто их изобличает, очернить. Хотя, с другой стороны, писать одно и то же, тем более все их домыслы мной опровергнуты документами, наверное, нет смысла. Тем более, что от этого эффект, обратный ожидаемому. Чем больше они пишут на Ольгу Ли, на меня, тем больше людей нам доверяет и читают газету. Я, например, считаю, что благодаря безграмотной информационной политике «ночного горшка» губернатора газета «Народный журналист» стала еще более популярной и востребованной.
И все-таки, по поводу тех обвинений в Ваш адрес, о которых я упомянул…
Ну, во-первых, я уже раз опубликовал в одном из номеров справку об отсутствии у меня судимости, в каждом номере делать этого мы не будем. Что касается высказанных моими оппонентами предположений о вымогательстве денег у главы Обоянского района Щигорева и участка у Рыжикова, то, насколько мне известно, заявлений эти граждане не писали. Будь это правдой, поверьте, они уж не преминули бы этим воспользоваться. Тем не менее, УМВД проводило проверку этой утки, запущенной «Курской правдой» в виде слухов, и опровергло эти домыслы. Напротив, было установлено, что глава Курского района принуждал свою подчиненную дать ложные показания, порочащие меня. С Щигоревым ситуация еще смешнее: пытаясь меня оклеветать, он сам разоблачил себя. Фактически признался, что провел незаконно свою избирательную кампанию. В редакции нашелся договор с его подписью, из которого следует, что он должен газете «Народный журналист» 150 тысяч за информационную поддержку. Семеныч, видимо, никак не рассчитывал на это. Арестованный по подозрению в получении взятки Щигорев уже тогда не дружил с законом и хотел заплатить за законную работу журналистам не через избирательный фонд, как положено, а из личного подвала, где он, как выяснилось в ходе обысков, хранил несколько десятков миллионов. И, кстати, Щигорев тогда сам приходил в редакцию и просил об этом. Но я как юрист категорически настоял на составлении договора и сказал ему: «Сергей Семенович, заплатить нам Вы можете только официально, а уж из фонда или матраса – это уже Ваше дело».
Заплатил?
Договор, как я уже сказал, он подписал, но так и не рассчитался. Хотя редакция свои обязательства выполнила. Не знаю, ограничатся наши доблестные, в хорошем смысле, полицейские тем, что инкриминируют ему взятку или копнут глубже, а там есть, что копать, но свое он уже получил, получит и Рыжиков.
Вы по поводу доблестной полиции иронизируете?
Нисколько. Когда было за что, я ее критиковал, и до попытки в 2000 году сфабриковать дело, и после. Согласитесь, такой эффективной работы по поимке взяточников, как сегодня в области, не было лет тридцать. Только за последнюю неделю два задержания. Если они так же успешно разберутся в ситуации с Курским районом, хотя бы в части подследственных им статей, то всем, кто так или иначе принимал участие в раскрытии этих преступлений, можно давать внеочередные звания.
То есть к нашей полиции сегодня у народа претензий нет?
К полиции нет, есть к отдельным ее представителям, а где, простите, нет нерадивых сотрудников? Тем более, в такой многочисленной организации. Мы, конечно, хотим от них большего. При этом ничего не давая взамен. Кто воспитывает будущих сотрудников полиции. Семья, школа, институт. Так что будущего полицейского воспитывают родители, друзья, соседи. А не инспектор по личному составу.
Замечу, что сегодня в органы приходят, грамотные, что очень важно, с интеллектом молодые люди, причем не только в БЭП, но и в уголовный розыск.
Мы знаем, что Вы направили свое обращение в ФНС России, в связи с чем?
Да все по тому же поводу. Вы помните громкие обвинения в адрес руководителей двух корпораций в неуплате налогов? Я тогда еще подумал, как это налоговики так могли ошибиться? Теперь я знаю, что они не ошибаются, они просто фальсифицируют материалы проверки. По сути, совершают преступление, о чем я сообщил в ФНС России.
Вы можете как-то доходчиво объяснить?
Представьте, что у вас есть трехкомнатная квартира, и вы ее сдаете внаем. Платите налог. Площадь квартиры при его исчислении имеет значение. Налоговая самовольно меняет квадратуру, завышая при этом налогооблагаемую базу, и вы уже должны не три рубля, а три миллиона. И это при том, что площадь указана в документах на право собственности и совпадает с контрольными обмерами, сделанными БТИ в рамках проверки. Более того, вам еще могут посчитать налог за другую квартиру, которой у вас нет.
Но как это может быть?!
Вам что, акт проверки показать? Налоговая этого не скрывает, она уже в некоторой части отказалась от своих претензий. Но факт остается фактом.
Мне, например, посчитали площадь ресторана в новом здании отеля «Диана» за 2009 год. Несмотря на то, что здание было построено в 2010, а эксплуатироваться начало и того позже. Мы собрали достаточно доказательств, которые указывают на то, что фальсификация была умышленной. Это не только документы, но и аудиозаписи некоторых разговоров. Вы себе просто не представляете, на что толкают своих подчиненных руководители налоговой инспекции. Кстати, если, например, фабрикуется дело о насилии или незаконном завладения имуществом с применением силы и т.д, доказательная база строится, прежде всего, на показаниях. А в случаях, когда речь идет о налогах, то все решают документы. Мне теперь интересно посмотреть, как работу своих подчиненных оценят их коллеги из областного управления налоговой инспекции, куда мы уже подали апелляцию. Я уж сейчас молчу о несоблюдении регламентов при проведении проверки и ошибках, которые должны, по идее, вообще отменить ее результат. И еще одно обстоятельство, характеризующее все происходящее: за 20 лет работы отеля, несмотря на регулярные проверки, претензий к нему со стороны налоговых органов не было.
Насколько я знаю, прокуратура тоже Вас не оставляет в покое.
Да недавно снова инициировали штраф в 500 рублей. Они штрафуют, я иду в суд и отменяю. Прокуроры не соглашаются, пишут апелляции в Областной суд, где снова выносится решение в мою пользу, законное решение. При этом в судебном заседании по рассмотрению административного дела (штрафа 500 руб.) участвуют сразу два прокурора: из области и города. По тяжким преступлениям – один обвинитель, а здесь – сразу два. Государство богатое, налогоплательщикам, видимо, по карману такая роскошь. И, что интересно, прокуроры пронизаны к людям такой ненавистью, что одна из них в своем выступлении договорилась до того, что я совершил преступление. Даже судья ее поправила, напомнив, что мы рассматриваем административное дело, а не уголовное.
К скважине и то привязались. Губернатор, наверное, забыл, что сам подписал постановление, разрешающее их бурение нам, смертным, а заодно и себе.
Вам не предлагали закрыть газету, писать о губернаторе хвалебные оды?
Все это, естественно, было. Но я совестью, в отличие от некоторых, не торгую. И из партии в партию в поисках выгоды не бегаю. Как был в КПСС рядовым ее членом (не путайте с продажной КПРФ), так с ней и остался. «Народный журналист» – это не рулон бумаги и свидетельство СМИ, кстати, могу их продать Александру Николаевичу, «Народный журналист» – это ее редактор Ольга Ли и журналисты, люди принципиальные и независимые.
А я слышал, что «Народный журналист» будет закрываться.
Это называется, простите, слышал звон, но не знаю, о чем он. Хочу успокоить читателей. Издание не только не закрывается, но благодаря Ольге Ли расширяется. В январе вышел первый номер «Народного журналиста +» с тиражом, превосходящим основной номер в три раза. Редакция, с моей точки зрения, выбрала правильную стратегию. Выпустив вторую газету меньше по объему, но больше тиражом. Ребятам накладно выпускать 32 полосы, которые, ко всему, еще иногда прячут в почтовых отделениях услужливые местному начальству почтовики. Теперь тонкий «Народный журналист +» будет отчасти раздаваться бесплатно или за символическую плату. А основной выпуск, толстушка, как и прежде, пойдет через розницу и по подписке.
Тем, кто не любит читать и не особенно беспокоится о своей участи, вполне достаточно «НЖ+». Захотят узнать всю правду – купят и прочитают полную версию газеты.
Кроме того, насколько я знаю, редакция постепенно будет уходить в интернет-версию gazeta-ng.ru. Думаю, лет через десять печатные издания уже уступят место электронным СМИ.
Константин Александрович, и все-таки еще раз: Вы готовы к диалогу с властью?
К диалогу, и не только с властью, готовы все разумные люди, и я в том числе, но не в ущерб своим принципам. Диалог – это не значит сговор за спиной читателей, избирателей, поверивших в теперь уже депутата Ольгу Ли. Мы же не члены КПРФ, которые пошли на сделку с единороссами в своих личных интересах. Такого, как у них: мы вам «кормушку», вы не мешаете воровать – у нас, зная Ольгу, быть не может. Если вы все-таки конкретно о газете, а не обо мне, то я здесь могу только советовать. Решения принимает коллектив редакции и ее руководитель.
Вы отдыхали в этом году?
Да.
Где?
Скажу только, что был там уже дважды и жалею, что поселился в центре. 14 дней провел на помойке и дискотеке одновременно.
Я, кажется, догадался: это Таиланд. У нас большая просьба рассказать об этой стане, последнее время пользующейся спросом у наших мужчин.
Ну, раз вы меня разоблачили, я не буду капризничать. Тем более мне все равно готовить материал для журнала «Sasha».
И о том, зачем туда едут все мужчины, тоже расскажете?
Я не знаю, зачем туда едут все мужчины, я ездил отдохнуть.
Если вы о тайских жрицах любви, то это, пожалуй, только для тех, кто напрочь лишен брезгливости, чувства достоинтства и ко всему много пьет. Туда стоит съездить для того, чтобы еще раз убедиться, что лучше наших женщин нет на свете. Одним словом, я расскажу, а уж вы решайте: ехать вам туда или нет.
Константин Александрович, ваш любимый анекдот.
У меня их много. Из тех, что услышал недавно:
– Специалисты выяснили, что в последнее время народ стал жить лучше. Народ выяснил, что жить стало хуже… Но ведь он не специалист!
Беседовал Илья Соловьев
Как говорят в таких случаях, не хотел, да сами напросились 11 основных тезисов Владимира Путина из послания Федеральному собранию Опасная «тройка» Курск затопит в последнюю очередь Антонов не дебошир Здравствуй, уважаемая газета «Народный журналист»!