ГИМН С БОДУНА
Дата публикации 01.10.2007
Если спросить у курян: любите ли вы свой город, улицу, двор? Дороги ли вам курские люди, традиции? Знаете ли вы особенности своего края и его знаменитостей? Не сомневаюсь, получите
“ДА” от подавляющего большинства опрошенных. Сотни творческих курян откликнулись на обращение администрации города принять участие в конкурсе по созданию гимна Курска или песни о Курском крае.
Создать такое произведение может только человек, искренне и глубоко любящий свой город. Это все равно что объясниться в первой любви той несравненной, которую любишь больше всего на свете. Неискренность будет отвергнута сразу. Гимны многих городов родились из содержания дворовых песен, где правда и искренность стоят на первом месте. Моя статья обращена в первую очередь к городскому Собранию, главе города и губернатору. Приняв решение 12.04.2007 г. об утверждении гимна города Курска, вы поставили себя в неудобное положение. Во-первых, гимн – это не праздничный тост, который через день можно забыть? и ничего в этом плохого не будет. Во-вторых, я знаю, что конкурс шел уже не один год, и, по сообщениям прессы, выбор по объективным причинам не был сделан. Но было принято решение: хоть какой-то, но к юбилею надо! Другими словами: курянам навязали мнение группы людей из городского Собрания. Берите, куряне, слушайте и пойте! Что в таких случаях получается, известно. По Черномырдину, конечно, мэр и губернатор в тонкости могли не вникнуть, но специалисты-профессионалы должны были им пояснить особенности произведения. Некоторый авторитет таких творческих людей, как Корнеев В.Н. и Пятковский Ю. К., не должен был ввести их в заблуждение. Они живые люди и предложили то, что было на сегодня в их силах, не более того! Они же не гении, которым можно слепо доверять. Даже обыкновенному гражданину города ясно, что каждая строка гимна должна быть аксиомой для курян, отличительной от всех других городов в лучшую сторону, желательно неповторимой. Этого как раз в тексте нет!
Наш древний Курск, тебе земной поклон,
Святая отчая земля!
Здесь чуден колокольный звон,
Крепка курян семья.
Начнем с первой строки: Речь о земле или Курске? Далее: “Наш древний Курск…”, даже в перечне древних городов России он находится не в первом десятке, не говоря уже о городах в мире. Так что акцентировать на этом главное внимание слабовато. Далее: “Здесь чуден колокольный звон…” Похоже, что автор, кроме Курска, нигде не слышал колокольные перезвоны: в Троице-Сергиевской лавре, Суздале, Ростове Великом, Владимире, Ярославле и других городах Руси. В Курске даже нет своих квалифицированных звонарей. На великие праздники их приглашают со стороны, а количество восстановленных колоколен ничтожно мало. Далее: “Крепка семья курян…” В чем? В семейных традициях? В количестве разводов? В достижениях города, области? Непонятно, для чего эта строка, она даже для рифмы слабовата. Особого внимания заслуживает следующий куплет: рифма слабая, содержание неверное.
Ты вырос на высоком берегу.
Хвалу тебе поем!
И предки в “Слове о полку”
Помяну ты добром.
В “Слове о полку Игореве” куряне упоминаются не добром, а что они хорошие воины, пронырливы как волки, честолюбивы и славолюбивы. Такие в обиду себя не дадут, а о добрых делах там речи нет. Автор “козырнул” не очень удачно, считая курян невеждами. О курянах еще писал В.И. Даль. Напрасно автор не сослался еще на него. Первоисточники искажать нельзя, тем более вводя их в текст гимна. Далее припев:
Ты в сердце, город нашей любви,
Где так поют соловьи!
Геройский край! Над нами ясный свет!
Салют в честь гордых, победных лет!
Наш древний Курск, тебе земной поклон,
Святая отчая земля!
Святая отчая земля! Вторая строка неверна. Я более 40 лет живу в центре Курска. Часто слышу голоса голубей и ворон, а соловья не слышал ни разу. Другое дело – по деревням и поймам рек, но это относится к Курскому краю, но никак не к Курску. В этом отношении он ничем не отличается от других городов Черноземья. Следующая строка: “Геройский край”… Что автор имеет в виду под этими словами? Конечно, героизм у курян есть, но в чем именно? Автор обязан был упомянуть, в том числе и за звание города Воинской славы, А так получается, как у героя М. А. Булгакова: “Желаю, чтобы все!” Не лучше и следующая строка: “Над нами ясный свет…” Что-то от Манилова. Разве грозового или сумрачного света над нами не было? Содержание куплета о значении иконы (Знамения Коренной Божьей Матери) звучит, на мой взгляд, несколько вульгарно.
В веках тебе расти и процветать,
Сильней и краше будь!
И Коренная Божья Мать
Нам освещает путь!
Но об этом свое слово скажут священнослужители. Еще одна историческая неточность: Курск появился на слиянии рек Тускари и Кура, давшего название городу, а Сейм от исторического центра далеко, поэтому несправедливо об этом забывать. Далее: “Мы не изменим курс…”, утверждение опрометчивое. Ничто так быстро не меняется, как политический и социальный курс, а вообще этот куплет – набор слов, слабо завязанный в рифму, без глубокого смысла и понятия.
Здесь Сейм и Тускарь, здесь родимый дом.
Мы не изменим курс:
Отвагой ратной и трудом
России дорог Курск!
Вместе с тем автор упустил, а его никто не поправил, такие важнейшие для Курска понятия, как КМА и АЭС, без которых Курск – пигмей. Не отмечены роли и значения восстановления Коренной, Знаменского собора, парка “Бородино”. Не упомянуты великие курские люди. Пусть не поименно, а авторской строкой нужно было хотя бы кого-то отметить. Ведь безликий гимн – это плохо! Написать хорошую музыку на такие слова очень сложно, если вообще возможно. Поэтому, послушав его исполнение один раз, второй раз слушать у меня желания не было. Я говорю лично о моем мнении, а оно должно быть у каждого курянина, для которого содержание гимна не безразлично. Господа из городского Собрания, как вы могли утвердить гимн, который ни на что не нацеливает, ничего не прославляет, грешит целым рядом неточностей и ошибок, невыразительный и безликий! Надо было выслушать мнение курян на разных этажах, а это проигнорировали! Гимн-то пишется для них! Ведь гимн – это символ города, а он должен быть по возможности светлым. Серости у нас и без этого хватает.
С пожеланием успехов творческим курянам, Михаил Егоров
Еще один крик души Содержание автомобильных дорог в переходный период Наша хата с краю… Уже и дома достали Несбывшиеся надежды, или Утраченные иллюзии Курские пи… Геи, и их анналы истории