КТО СЛЕДУЮЩИЙ? В СМЫСЛЕ ПРЕЗИДЕНТ
Дата публикации 28.12.2007
Этот вопрос волнует сейчас граждан больше, чем что-либо еще из нашей политической жизни. Заковырка лишь в том, что большей части нашего народонаселения хочется, чтобы следующим президентом был предыдущий, или нынешний, кому как нравится, а по закону так нельзя.
С целью получить ответ на этот и другие вопросы, собственный корреспондент “НЖ” встретился с двумя экспертами в области политических технологий и процессов. Это кандидат социологических наук Слатинов Владимир Борисович и кандидат исторических наук Шаповалов Владимир Леонидович.
Отправной точкой моей беседы с экспертами был самый волнующий и интригующий вопрос: останется ли Путин на третий срок? Не хочу расстраивать всех сторонников Путина, искренних и купленных энтузиастов, авторов коллективных писем и участников митингов, но придется. Да, он уйдет, в этом мои эксперты единодушны и категоричны. И с ними трудно не согласиться, так как сам президент уже неоднократно повторял, что не собирается приватизировать главный пост в стране и менять под себя главный закон этой страны. Поступит он иначе – будет выглядеть обманщиком, но, повторю, в его словах не было и тени сомнения на сей счет. Хотя, по словам Шаповалова, технически вариант с третьим сроком вполне осуществим. Избирается новый президент, а спустя пару месяцев, по состоянию здоровья, например, передает свои полномочия Владимиру Владимировичу. Все абсолютно в рамках закона, но после такого театрализованного шоу как мы будем выглядеть на международной арене, вот в чем вопрос.
Путин может уйти с поста президента, но, заняв другую должность, сохранить все властные полномочия. Вариант вероятный, и именно на это рассчитывают сторонники президента, но об этом чуть позже. Пока же рассмотрим шансы других претендентов на вакантную должность. Имена их давно известны: Зубков, Иванов, Медведев (никаких симпатий, просто алфавитный порядок), но кому из них отдаст предпочтение президент? Тут мои эксперты второй раз проявили полное единодушие: угадать или логически осмыслить вероятного преемника крайне сложно. А проблема в том, что Путин, как истинный чекист, – мастер конспирации и нестандартных ходов, к тому же все решения он принимает самостоятельно, а это – главное свое решение – возможно, еще не принял.
Несмотря на это, все-таки попытаемся проранжировать шансы трех главных фигурантов операции “Преемник”.
Зубков. По словам Слатинова, нынешний премьер-министр как бы первый среди равных, но не только благодаря своему посту, а еще потому, что он единственный из трех, кто не стал исключать возможности своего последующего повышения, то есть он не против этого. И Иванов, и Медведев во всех своих интервью открещиваются от президентства, как черт от ладана. Плюс ко всему, считает Слатинов, его первоначальная работа в качестве главы правительства весьма напоминала предвыборную кампанию (ссылка на Сахалин, походы по магазинам), хотя сейчас он в этой деятельности явно притормозил. Возможно, это была просто презентация Зубкова стране (прим. авт.)
По мнению Шаповалова, Зубков выполняет роль антикризисного менеджера, а именно, призван бороться с инфляцией и другими ошибками, допущенными предыдущим кабинетом. Также Шаповалов выделяет ряд причин, по которым Зубкова нельзя считать кандидатом: это и почтенный возраст, это и незнание иностранных языков, а главное, это его неподпадание под формат президента. То есть советский стиль руководства и менталитет прошлой эпохи. К тому же пост главы правительства – это не то место, где можно набрать себе политических очков. А то, что премьерское кресло стало плацдармом для самого Путина, вовсе не означает, что так будет и впредь. Хотя далеко не факт, что Зубков успеет до выборов создать себе негативную репутацию на столь непопулярном посту (прим. авт.).
Иванов. По словам Слатинова, Иванов – это расширенный, ужесточенный Путин, обладающий еще более правыми взглядами, а это то, что нужно стране для продолжения выбранного курса. Шаповалов назвал Иванова – Путин hard (от англ. тяжелый) и главным кандидатом в президенты. Оба эксперта отмечают лидерские качества Иванова, его жесткость, принципиальность, к тому же он, как и ВВП, бывший военный, а это схожесть во взглядах, целях и методах.
После отставки правительства Фрадкова все считали, что его пост займет как раз Иванов. Пришел Зубков, но это неназначение отнюдь не убавило шансов Сергея Борисовича, так как, сядь он в премьерское кресло, Путин бы тут же превратился в бывшего президента (Ельцина), а ему это совсем не нужно. В общем, Иванов – что-то вроде теневого лидера.
Медведев. Оба эксперта оценивают его шансы ниже, чем у первых двух. Причиной тому является как раз его либеральность. Путин lights (от англ. легкий) – назвал его Шаповалов.
Другими словами, тот курс, та модель управления страной, избранная Путиным в качестве доминирующей, требует жесткой руки и жестких решений, а Медведев под нее не подходит.
Есть и иной вариант развития событий, о котором говорил и сам президент, когда очень обтекаемо отвечал на наверняка надоевшие ему вопросы о преемнике. Он говорил о кандидатах и имел в виду, я думаю, не Геннадия Андреевича с Владимиром Вольфовичем. Так возможно ли выдвижение сразу нескольких претендентов, и делегирование права выбора наиболее достойного из них на откуп избирателям? У нас ведь все-таки демократия?
Да, возможно, такой вариант вполне допустим. По мнению Шаповалова, Путин вполне может устроить что-то вроде соревнования, ведь у каждого из трех есть свой, так сказать, фронт работ, и, кто лучше себя проявит, тот будет допущен к выборам. Но сразу трое в избирательный бюллетень не попадут: слишком рискованно, с точки зрения конкурентов, да и в политических и финансовых элитах это может вызвать разброд.
Согласно версии Шаповалова, в данном случае расклад таков: выдвигаются двое, во второй тур выборов попадает один из двух и Зюганов. Кто побеждает во втором туре, понятно.
Конечно, обозначенными выше тремя персонажами список кандидатов не ограничивается. А опять-таки, вспоминая прошлое место работы Путина и его склонность к сюрпризам, можно ожидать появление темной лошадки. Навскидку в забег могут вступить Козак, Ткачев, Якунин, кто-нибудь еще. Но здесь проблема заключается в том, успеет ли Кремль “раскрутить” этого человека за пять месяцев до выборов до столь высокой должности. Правда, есть мнение, что наш народ проголосует за любого предложенного президентом кандидата. Интересно, а лабрадор Путина бы “прокатил”?
Но вернемся к серьезным вещам.
Неоднократно приходилось слышать как от простых граждан, так и от высоких чинов фразы, мол “на кого ж вы нас оставите”. У людей присутствует страх того, что новый президент может вдруг узурпировать власть, гнуть свою линию и, так сказать, изменить выбранному курсу. Как раз поэтому Путин должен остаться и сохранять завоевания… самого себя, наверное. Но все это едва ли возможно, есть принятый трехлетний бюджет, запущены национальные проекты, и любое существенное изменение или вовсе отмена одного из этих факторов социально-экономической стабильности страны сделают из будущего президента политического банкрота.
Последним оплотом сторонников Путина – Конституцию менять уже поздно – является его неформальное правление при марионеточном, техническом президенте. Этот вариант оба эксперта решительно отвергли, так как в нашей стране должен быть только один центр власти и влияния. Стране нужен полновластный хозяин, а децентрализация приведет только к хаосу. Безусловно, Путин останется на политической арене, но в каком-то ином качестве. Вариантов множество: глава Совета безопасности, Совета Федераций, Конституционного суда, Государственного совета, “Единой России”. Любой из этих органов можно “надуть” полномочиями, придав им больший статус. Путин-премьер – не вариант, так как после должности первого лица государства стать вторым, ну это просто глупо. Только лишь первое лицо, но в другой ветви власти.
Впрочем, рассуждать на тему будущего нынешнего президента -еще более бесперспективное занятие, чем угадывать его преемника. Лучше зададимся вопросом, а почему его так сильно и настойчиво просят остаться?
По словам Слатинова, очень плохо, что в нашей стране доверие населения есть только к одному политическому институту, и даже более уже, к конкретному человеку. Все проблемы, точнее надежды на их решение, завязаны на Путине, а его уход воспринимается в обществе как катастрофа. Остальные ветви власти, на мой взгляд, себя полностью дискредитировали. Путин как добрый царь и едва ли не Бог, продолжает Слатинов, а все прочие чиновники – это плохие бояре, которые чинят козни против него. А все мольбы остаться- это не более чем плохая русская традиция – холуйство. Ошибок Путина никто не замечает, зато любые успехи превозносятся. Ведь даже рост экономики, по мнению Слатинова, не более чем естественный процесс, который неизбежно бы наступил после девяностых годов. Что и наблюдается в куда менее политически устойчивых Грузии и Украине.
И трудно предположить, что было бы рейтингом доверия президенту, если бы не та стабильность в стране, причины которой скорее естественны, нежели чем чья-то персональная заслуга. Складывается впечатление, что у нас, в стране, кроме Путина, очень достойного человека и профессионала, других таких же, или даже лучше, ну просто днем с огнем не сыщешь.
P.S. Когда газета выйдет в печать, сборная России по футболу сыграет два оставшихся матча с Израилем и Андоррой, и если все будет хорошо, то популярность Гуса Хиддинка возрастет многократно. Ведь он сделает почти невероятное: оставит за бортом чемпионата Европы саму Англию. Так, может, нам попробовать его, варяга?
А. Вачо
Коррупция власти. Ольга Сергеевна! Помогите! Мы тоже люди. Сколько можно издеваться? Аварийное жильё. Обрушение кровли. Мы вашего мэра не защищаем. Суджа Национальный состав населения России В Железногорске бывший врач осужден за получение взяток Арестованная по подозрению в причастности к «группе Лесника» россиянка Леонова выйдет из СИЗО в Киеве