Дрезденский Цвингер, дарующий радость
Дата публикации 29.09.2010
Некогда место шумных празднеств, ныне средоточие искусства
Название звучит серьезно, прямо угрожающе: Цвингер. При том что означает оно сооружение, которое слывет жизнерадостной вершиной саксонского барокко, где Август по прозвищу Сильный, курфюрст саксонский и король польский, давал шумные празднества. Противоречие снимается, если обратиться к истории Цвингера.
Первоначально Цвингером называли пространство между внутренним и внешним валом крепости, в котором нередко содержались дикие звери. Около 1700 года это пространство перед бастионом Луна превратилось в место придворных празднеств.
Песчаник для великолепного здания
Название Цвингер, однако, сохранилось даже после того, как Август Сильный повелел построить первое здание – деревянный амфитеатр – для торжеств в честь своего кузена, датского короля Фридриха IV, когда тот в 1709 году прибыл с визитом в Дрезден. Пристрастие курфюрста к апельсиновым деревьям, в те времена крайне дорогому символу высокого статуса, побудило позаботиться о строительстве оранжереи. Местный архитектор Маттеус Даниель Роррельманн в 1710—1712 годах построил две одноэтажные дугообразные галереи, ставшие зимней квартирой для нежных растений.
Но это было лишь началом строительства, растянувшегося на шестнадцать лет. В нем наряду с архитектором и застройщиком принял также участие скульптор Балтазар Пермозер. Так вокруг большой площади для празднеств, размером 116 на 204 метра, возник комплекс зданий в стиле высокого барокко, равного которому в мире не найти. Характерно для дрезденского Цвингера впечатление легкости, пожалуй, даже игривости, однако благодаря тому, что отдельные сегменты зданий симметрично повторяются, это не нарушает общего впечатления гармоничной завершенности.
Законченный в 1718 году павильон на валу не только считается самым значительным зданием Цвингера, но относится к вершинам европейской архитектуры. Благодаря легким контурам здания кажется, что оно находится в движении; как изящные вьющиеся растения, покрывают наружные стены пластические произведения Пермозера, фигуры богов и героев. Архитектура стремится за пределы мощного среднего фронтона, вверх к несущему земной шар Геркулесу Саксонскому, фигура которого венчает крышу павильона.
Строительство восточной стороны Цвингера началось в том же году под руководством архитектора Пеппельмана, который был очень озабочен тем, что до завершения строительных работ ему было отпущено так мало времени.
В сентябре 1719 года Дрездену суждено было стать свидетелем большого события, праздника праздников: предстояла свадьба кронпринца Фредерика Августа, сына и наследника Августа Сильного, с эрцгерцогиней Австрийской, дочерью короля Марией-Жозефиной. Август Сильный приказал ко дню свадьбы в очень короткий срок соорудить на восточной стороне дворца точно такие же арочные галереи, как и на западной. Уже в 1714 году были возведены продольные галереи и ворота в виде короны. Это привело к тому, что крепостной ров стал невидимым. Три стороны Цвингера оказались, таким образом, закрытыми.
В 1733 году скончался Август Сильный, и после его смерти Цвингер приходит в упадок. Пышные дворцовые праздники остались в прошлом. Роскошные украшения на зданиях уже больше не соответствовали современному вкусу, и уже было принято решение от них избавиться. В 1728 году в отдельных павильонах размешают собрания и коллекции курфюрста, обладавшего хорошим вкусом и обширными знаниями в области искусства, о чем свидетельствует, например, музей фарфора, превосходящий по своему значению знаменитую коллекцию Топкапи-Сарай в г. Стамбул.
И по сей день Цвингер остается настоящим хранилищем искусства. С 1847 по 1854 год архитектор Готфрид Земпер возводит импозантное здание картинной галереи, чем и завершается создание цвингерского ареала у Театральной площади. В феврале 1945 года во время чудовищной бомбардировки союзных держав картинная галерея и другие здания Цвингера превратились в развалины. Но после продолжительной реконструкции ансамбль Цвингера обрел свой прежний облик и продолжает, как и в былые времена, покорять сердца своим архитектурным величием и небывалой красотой. Картинная галерея обладает также всемирно известным собранием картин старых мастеров, в котором наряду с полотнами голландских (Рембрандт), немецких (Дюрер) и фламандских (Рубенс) мастеров находится собрание итальянской живописи, представленное 350 экспонатами (среди них «Сикстинская Мадонна» Рафаэля).
В Калужской области ряд высокопоставленных чиновников подозревают во взяточничестве Пенсии проиндексируют Умер режиссер фильма «Красотка» Кто-то должен обратить внимание Стряпчий Царь знает, что делает